Для разработки Академической политики важное место имеет определение позиций во внешней и внутренней конкурентной среде.
1. МОК имеет хорошие предпосылки для вхождения в мировое образовательное пространство. Учебную деятельность, научные и творческие работы преподавателей и обучающихся высоко оценивают университеты Германии, Японии, Южной Кореи, России, Болгарии, Польши, Италии, Испании, Чехии, Турции, Литвы, Китая и других стран.
Преподаватели, сотрудники и обучающиеся университета принимают активное участие в международных научно-исследовательских и образовательных программах, творческих выставках и конкурсах, в деятельности международных организаций и центров.
Заключены договоры о сотрудничестве с Эрфуртским университетом прикладных исследований (Германия), EBZ Business School GmbH (Германия), Современным образовательным и исследовательским институтом (Бельгия), Университетом «La Sapienza» (Италия), Политехническим университетом Бари (Италия), Флорентийским Университетом (Италия), Политехническим университетом Валенсии (Испания), Международным университетом Каталонии в Барселоне (Испания), Будапештским университетом технологий и экономики (Венгрия), Университетом Западной Венгрии, Будапештским столичным университетом (Венгрия), Люблинским технологическим университетом (Польша), Белостокским технологическим университетом (Польша), Ченстоховским политехническим университетом (Польша), Краковским технологическим университетом (Польша), Софийским университетом архитектуры, строительства и геодезии (Болгария), Свободным Университетом Варны «Chernorizets Hrabar» (Болгария), Каунасским колледжем технологий (Литва), Вильнюсским колледжем технологий и дизайна (Литва), Рижским техническим университетом (Латвия), Эстонской художественной академией, Институтом технологий и бизнеса в Ческебудеевице (Прага), Ясским техническим университетом имени Герге Асаки (Румыния), Университетом Ариель (Израиль), Йылдызским техническим университетом (Турция), Университетом Alanya Alaaddin Keykubat (Турция), Университетом Akdeniz (Турция), Университетом Sakarya (Турция), Университетом Kastamonu(Турция), Университетом Сеула (Южная Корея), Колледжем Инжиниринга Университета Dong-А (Южная Корея), Корейским Национальным Университетом Транспорта (Южная Корея), Университетом Сага (Япония), Технологическим Институтом Хачинохе (Япония), Университетом Чанган (КНР) и другими ведущими вузами из стран СНГ.
МОК входит в число ведущих архитектурно-художественных международных ассоциаций и фондов, среди которых Ассоциация строительных вузов СНГ (АСВ, г. Москва), Международное объединение организаций содействия архитектурному образованию (МООСАО, г. Москва), Фонд Ромуальдо дель Бианко (Италия, г. Флоренция), Союз Архитекторов и Инженеров Тюркского Мира (Турция), Ассоциация американских колледжей и университетов (США) и др. В сентябре 2010 года МОК подписала Великую хартию университетов (Magna Charta Universitatum).
По рейтингу Министерства образования и науки Республики Казахстана она занимает лидирующие позиции в группе специальностей архитектурных, дизайнерских и строительных профилей. По оценке НКАОКА МОК относится к группе 9 самых престижных многопрофильных вузов Казахстана.
Высокое место МОК в рейтингах вызов Казахстана обусловлено рядом обстоятельств. Университет – лидер в стране по реализации региональной многоуровневой системы подготовки профессионалов в сфере творчества – архитекторов и дизайнеров. Активно влияет на содержание архитектурно - художественного образования в Казахстане через деятельность в соответствующих учебнометодических объединениях, разработку новых государственных образовательных стандартов. Впервые в стране осуществляет подготовку специалистов по инновационным программам на стыке архитектуры и экономики, архитектуры и информатики. Первой среди технических вузов ввела систему рейтинговой оценки качества знаний студентов.
МОК – центр архитектурно-художественного образования, науки и искусства Казахстана. Имеет выгодное геополитическое положение: размещается на границе Европы и Азии, в Алматы как фокусе экономических, культурных и иных связей Востока и Запада.
Наряду с конкурентными преимуществами позиционирования университета во внешней среде имеется ряд угроз, которые необходимо учитывать:
1) вытеснение вуза с рынка профессиональных образовательных, проектно-творческих услуг компаниями, созданными талантливыми выпускниками самой же университета;
2) кризис и нестабильность в экономике, вызывающая необходимость изменения приоритетов в развитии;
3) глобализация образования и усиление конкуренции вузов, в т.ч. на международном уровне;
4) ослабление заинтересованности работодателей в связи с изменениями на рынке труда.
2. Внутренняя среда МОК характеризуется определенными конкурентными преимуществами и возможностями, корпоративными ценностями, особенностями организации управления и экономических отношений.
Внутренняя среда университета имеет следующие основные конкурентные преимущества и возможности:
- реализация широкого спектра основных и дополнительных программ подготовки архитекторов, дизайнеров, строителей, технологов, экономистов-менеджеров, геодезистов, журналистов, международников, языковедов, юристов и др.;
- высокий уровень подготовки бакалавров, магистров и докторов, активных в творческом отношении личностей; - высококвалифицированный кадровый состав: более 60% преподавателей имеют ученые степени и звания, являются членами творческих союзов, производственниками с большим стажем работы;
- высокий творческий потенциал преподавателей, осуществляющих реальное проектирование и строительство; - интенсивное освоение и развитие новых технологий, в том числе технология стратегического планирования в архитектуре и градостроительстве;
- воплощение в жизнь концепции единства профессионального образования и воспитания, где успешно развивается сеть творческих клубов и студий, строительных отрядов, спортивных секций.
Система управления МОК построена на единстве административного управления и самоуправления (решения коллективов факультетов, советов, конференций и семинаров). Принятие коллективных решений усиливает эффективность их выполнения.
Стратегический план МОК предусматривает совершенствование системы управления университетом на основе его реализации коллективом преподавателей, сотрудников и обучающихся.
Экономические отношения имеют семь основных особенностей:
1) активно развиваются хозрасчетные услуги и возможности дополнительного заработка;
2) значительный объем средств направляется на дотации к заработной плате, надбавки к стипендиям докторантов и социальную защиту обучающихся;
3) в значительном объеме компенсируются затраты обучающихся и преподавателей, связанные с участием в различных конкурсах и выставках, а также другим мероприятиям;
4) оказывается финансовая поддержка деятельности органов студенческого самоуправления и внеаудиторной работы;
5) в значительном объёме направляются средства на ремонт и оборудование зданий и учебно-лабораторных комплексов;
7) создан фонд стимулирования учебно-методической работы факультетов и подразделений;
8) реализуется обширный комплекс мероприятий по трудоустройству студентов и выпускников.
Вместе с тем внутренняя среда характеризуется следующими угрозами:
1) «старение» педагогического состава вуза;
2) снижение денежных средств на развития инфраструктуры и материально-технической базы в связи выделением значительной части на социальную защиту обучающихся и работников
Для обучающихся бакалавриата/магистратуры:- При предварительной годовой оплате за обучение до срока оплаты (15 июля) – 5% на один год обучения;
- При оплате за обучение 2-х и более детей из одной семьи – за каждого ребенка 5% на весь период обучения;
- Выпускникам аффилированных образовательных учреждений МОК с учетом непрерывного образования - 10% на весь период обучения;
- Детям сотрудников, стаж работы родителей должен быть более 1 года - 7% на весь период обучения;
- Особо одаренные студенты, не имеющие возможности оплачивать за обучение, могут претендовать на гранты корпорации "Scholarships" – от 50% до 100% на один семестр;
- Студентам, активно участвовавшим в приемной комиссии МОК - 50% на один год обучения.
Для абитуриентов, поступающих в бакалавриат:- Для победителей олимпиад "DA VINCI CODE" И "AMERICAN EDUCATION CHALLENGE" - 100% скидка на весь период обучения;
- Для призеров олимпиад "DA VINCI CODE" И "AMERICAN EDUCATION CHALLENGE" - 100% скидка на 1,2 года обучения;
- Участникам олимпиады "AMERICAN EDUCATION CHALLENGE" - 10% на первый год обучения;
- Абитуриентам, участвовавшим в подготовительных курсах МОК не менее 3-х месяцев - 5% скидка на первый год обучения;
- Для поступающих на очную сокращенную форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий на базе высшего образования (КазГАСА) - 250 000 тенге на один учебный год;
- Для поступающих на очную сокращенную форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий на базе высшего образования (КАУ) - 290 000 тенге на один учебный год;
- Скидки по баллам ЕНТ - от 15% до 100% - на первый год обучения.
Для обучающихся магистратуры:- Выпускникам других вузов, имеющие дипломы с отличием 10% на весь период обучения;
- Штатным сотрудникам, со стажем работы не менее 2-х лет в образовательных учреждениях МОК - 25% на весь период обучения.